Модульная технология как средство развития ученика
Категория Учитель, Преподаватель, Студент
Награждение моментально
Стоимость: 100 руб.
= 100 руб.

Технология модульного обучения

Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

  1. содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;
  2. изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
  3. ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
  4. отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Исходные научные идеи:

  1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
  2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
    В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
  3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
  1. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Системы действий учителя и ученика

Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении модульной программы.

Первый шаг — это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания.

  • Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса.
  • Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии.
  • Отобранный материал сводится в таблицу.

Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.

Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта. Приведем ее возможный вариант.

Технологическая карта по каждой параллели классов

Стерж-
невые линии
Ведущие знания Второсте-
пенные знания
Сопутству-
ющее повторение
Трудно-
усваиваемые темы
Внутри-
предметные связи
Межпред-
метные связи
 Пути преодо-
ления затруднений

Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

Третий шаг — создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.

  • Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.
  • Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях : значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей — также на трех уровнях — для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.

Пятый шаг — градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель — интегрирующие дидактические цели — частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

Шестой шаг — построение самого модуля.

  • Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели, которую на схеме обозначим как учебный элемент — 0.
  • Затем дается задание для входного контроля, цель которого — установить готовность учащихся к работе.
  • Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.
  • Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля — резюме, обобщающее ход выполнения заданий.
  • Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.
  • Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

Схематически полученную модульную программу можно представить в виде схемы.

Структура модульной программы

Последовательность действий учителя при составлении модуля

При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

  • частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
  • реализованная обратная связь — основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) — мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;
  • учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;
  • при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
  • структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Первый шаг — определение интегрирующей цели модуля.

Второй шаг — Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

Третий шаг — формулирование цели каждого учебного элемента.

Четвертый шаг — определение содержания каждого учебного элемента.

Пятый шаг — формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

Опыт показал, что наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ).

№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Советы учителя

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача — разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

Ограничения

  1. Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности.
  2. Материальные возможности школы.
  3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

Постоянная дистанционная конференция с ускоренным подведением итогов.

Работы принимаются постоянно. Жюри оценивает работы в течение ДВУХ рабочих дней. После чего результаты можно будет увидеть на странице «Результаты». Дипломы в электронном виде можно будет скачать в личном кабинете сразу же после оценки работ.

Облачные сервисы Интернет открывают огромные возможности для организации учебной деятельности при условии знания особенностей работы с используемым сервисом и правильно поставленной учебной задачей. В рамках тему участники обсудят место интернет-сервисов на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Правила участия:
1. В мероприятиях могут принять участие педагоги, воспитатели, родители, школьники, дошкольники и т.д. Работы, в соответствующих номинациях, могут быть выполнены детьми, взрослыми или совместно — детьми и взрослыми (индивидуально или коллективно).

2. Для участия необходимо выбрать номинацию (список номинаций смотрите ниже), зарегистрироваться или авторизоваться в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ, заполнить регистрационную форму, загрузить работу и копию квитанции. Каждый участник может принять участие в любом количестве номинаций и в каждой номинации предоставить любое количество работ.

3. Работы на мероприятия «МРИКС» принимаются постоянно. Жюри оценивает работы в течение ДВУХ РАБОЧИХ ДНЕЙ. После чего результаты можно будет увидеть на странице «Результаты». Дипломы в электронном виде можно будет скачать в личном кабинете сразу же после оценки работ. За участие в конкурсе выдаются дипломы только в электронном виде.

Участие в конференции – платное. Сумма оргвзноса за участие в конференции следующая:

— 100 руб. за участие одного участника с одной работой ( скачивание диплома в электронном виде в личном кабинете).

Копия квитанции оплаты оргвзноса должна быть отправлена вместе с конкурсной работой. Оплата должна быть произведена одним платежом за участие одной работы (например, если хотите получить 1 диплом участнику и 1 диплом руководителю в электронном виде, то оплачиваете 200 руб. одной квитанцией).

Организационный взнос может быть отправлен через QIWI терминал:
Подтверждение оплаты производится путем нажатия на кнопку «Подтвердить», которая располагается в колонке «Статус» отдельно для каждой заявки на олимпиаду. После подтверждения оплаты, вам будет доступно участие в мероприятии и задания олимпиады.

После подтверждения взноса просим ожидать 20-30 минут и обновить страницу путем нажатия на кнопку F5 на клавиатуре компьютера. Проверка подтверждения занимает около 15-20 минут.

В целях поощрения педагогов за результаты их творческой деятельности в рамках научно-практических мероприятий утверждены критерий для награждения:
1. Поощрить благодарственными письмами педагогов, подготовивших более 5 учеников для участия в олимпиаде по одному предмету в рамках одного участия.
2. Поощрить благодарственными письмами педагогов, принявших участия в двух научно-практических конференциях по разным тематикам.
3. Поощрить благодарственными письмами педагогов, принявших участия в двух творческих конкурсах по разным тематикам.